Галина Михайловна Темненко


Доктор  филологических наук
профессор
кафедры культурологии
философский факультет

 


Окончила в 1969 году филологический факультет Ленинградского государственного университета, и с тех пор стала преподавателем ВУЗов – сначала в северном Казахстане, потом в родном Симферополе. Мандельштам когда-то сказал, что биография разночинца складывается из прочитанных им книг. Биография преподавателя складывается ещё из читаемых им курсов и научной работы.

Изучение и преподавание литературы потребовало постоянного расширения кругозора и осмысления более широких закономерностей развития культуры в целом.. Это определило сферу интересов. На кафедре культурологии преподаю мифологию, культуру интеллектуальной деятельности, эстетику и этику. Все эти предметы, на мой взгляд, важны не только для культурологов. Эстетику и этику читаю также на факультетах иностранных языков и географическом.

Этика и эстетика – это две науки, которые исследуют базовые культурные ценности. Каждый человек реагирует на красоту и безобразие, каждого затрагивают проблемы добра и зла. Каждый человек имеет право узнать, что это такое. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане защищали добро и красоту – а для этого они должны их понимать.

 

При Сталине эти науки вообще не присутствовали в вузовских программах. Гитлер говорил немцам: «Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью». Тоталитарное государство обычно стремится загнать добро и красоту в рамки идеологии. Торгаши пытаются истребить красоту и добро, чтобы они не мешали превращать людей в нерассуждающих потребителей «массовой культуры» и развращать их души. Но судя по тем вопросам, которые мне нередко задают студенты, нормальным людям красота и добро по-прежнему небезразличны. Искренне убеждена, что этику и эстетику надо преподавать как два полномерных отдельных курса. Моё методическое пособие по эстетике хотелось бы дополнить и переиздать именно для такого случая.

Курс мифологии представляет интерес вовсе не как повод для знакомства с увлекательными небылицами. Миф – это древнейшая форма культурного сознания, он появился на заре существования человечества и составляет основу многих представлений. Миф всегда был направлен на осознание действительности – как бы ни была фантастична его форма. Поэтому изучение мифологии преследует сразу несколько целей. Этот курс позволяет усвоить особенности мифизирующего мышления и ранних верований человечества, распознавать в современности остатки древних суеверий. Культурные рудименты чаще всего безобидны, как, например, аппендикс, о существовании которого большинство людей не вспоминает. Но если при его воспалении не произвести немедленную операцию, человек может погибнуть. То же происходит и с культурой. Фашисты, например, пытались реанимировать языческие мифы и связанные с ними символы для борьбы с ненавистным им гуманизмом. Курс позволяет увидеть и другую сторону мифологических образов и сюжетов: как постепенно формировались настоящие общечеловеческие ценности, как мифы делали их священными, какие культурные представления современности продолжают своё существование  и даже развитие в мифических образах. По этому курсу мною составлено методическое пособие. Более подробно курс читается для культурологов, поскольку помогает осмыслить специфику отдельных культурных периодов и основные закономерности развития культурных ценностей. С недавнего времени сокращённый вариант курса читаю и для философского отделения – для философов акцент делается на специфике мифизирующего мышления и его связях с философским дискурсом. Был прочитан в весеннем семестре 2010 г. и курс мифологии для политологов, знакомивший их с мифом как орудием политики. Студенты восприняли его с большим интересом.

Рядом с мифологией идёт небольшой курс культуры интеллектуальной деятельности, который призван помочь студентам освоить методы научного мышления – в отличие от мифического, а также привить некоторые элементарные навыки научной работы.  Очень сожалею об отмене курса по анализу художественного текста – студентам часто не хватает навыков именно в этой сфере. С 2011 года его сменил для меня курс истории театра и кино – он обладает новыми возможностями.

Современное студенчество, к сожалению, утрачивает навыки постоянной и систематической работы с книгами. В некоторой степени это компенсируется источниками интернета. Но там можно найти не только ценные фундаментальные работы, но и немало пустых, безграмотных, способных сбить с толку и дезинформировать.  Поэтому я стараюсь помочь студентам в овладении  учебными предметами современными средствами. Создан электронный диск с литературой по мифологии. В него вошла двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира», которую в читальном зале библиотеки не одолеешь, а купить трудно – она дорогая, переиздана десять лет назад и на прилавках встречается редко. Вошли в диск и несколько других хороших книг, но теперь пора его обновить и дополнить С помощью лаборатории дистанционного образования удалось сделать и небольшую электронную хрестоматию по культуре интеллектуальной деятельности.  В неё вошли такие книги, которых даже и в библиотеке не найти, потому что выходили они в то время, когда снабжение библиотек было затруднено. Не только заочному, но и дневному отделению они должны оказать существенную помощь.
Создать такие хрестоматии по эстетике и этике пока что не удалось, но есть электронные версии отдельных изданий, материал постепенно накапливается и используется в учебном процессе.
Наибольшую трудность в этом отношении представляет курс истории театра и кино. Сейчас составляю большой диск-хрестоматию записей телевизионных спектаклей и наиболее знаковых кинофильмов. Работа интересная, но трудоёмкая,.

Преподавательская работа так многообразна, что не может укладываться только в рамки расписания.  К тому же лучше всего усваивается и получается то, что человек рассматривает и делает по собственному выбору. Мною организовано «Вольное общество любителей К» (ВолК) — о его еженедельных собраниях по субботам сообщают небольшие объявления на факультетах и в интернете. С осени 2011 года местом встреч стал философский факультет, аудитория 402. Название предложили студенты-культурологи, хотя приходят ребята с разных факультетов. «К» — это культура, классика, красота, кино (и конфеты).
О его работе можно подробно узнать на сайтах http://www.tnu.in.ua/volk/  и  http://vkontakte.ru/clubvolk

Теперь о работе научной

Давнее увлечение творчеством Анны Ахматовой  (по этой теме была защищена кандидатская диссертация) не исчезло и теперь. Я по-прежнему занимаюсь исследованиями её поэзии и пишу не только об Ахматовой, но и о тех, кто пишет о ней. Поэтому стала научным редактором ежегодного сборника статей «Анна Ахматова: эпоха, жизнь, творчество», который с 2001 года выпускает в Симферополе КЦГИ (Крымский центр гуманитарных исследований). С 2008 года сборник включен в перечень специализированных изданий ВАК Украины.  В нём публикуют свои работы не только крымские и украинские учёные, но и московские, петербургские, из городов Сибири и Дальнего Востока. Есть авторы из Еревана, Мюнхена, Иерусалима, Афин, Рима, Вашингтона. Сборник стоит на полках некоторых весьма уважаемых библиотек, но тираж его всё же не очень велик, поэтому содержание каждого нового выпуска дублируется и на сайте «Анна Ахматова. “Ты выдумал меня…”»http://akhmatova.org  Там можно увидеть некоторые мои статьи об Ахматовой, напечатанные не только в упомянутом сборнике, но и в других изданиях. Разумеется, я посещаю по мере возможности ахматовские конференции – не только в Крыму, но и в России: в Твери, в Михайловском, в Петербурге. Но творчество Ахматовой нельзя рассматривать в отрыве от поэзии Серебряного века, поэтому наш сборник печатает статьи о его представителях, и я тоже иногда затрагиваю эти темы.
Известно, что учебная работа не сводится к произнесению лекций. В ней работает правило айсберга: то, что знаешь, должно относиться к тому, что преподаёшь, как основание айсберга к его надводной части. Это трудное требование, и его невозможно выполнить, если не заниматься серьёзно научными проблемами преподаваемой дисциплины. Поэтому мои статьи посвящены не только творчеству Ахматовой и проблемам Серебряного века, но и мифологии, эстетике, этике. Этические вопросы настолько злободневны, что побуждают писать не только академические статьи, но и публицистические. Поэтому некоторые из них печатаю в газетах, литературных и общественно-политических журналах. 
Статьи мои можно найти в интернете на следующих сайтах:
http://gumilev.ru/about/53/
http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/UZTNU_phkps/2009_1/08_temnenko.pdf
http://librar.org.ua/sections_load.php?s=culture_science_education&id=2977  
http://magazines.russ.ru/neva/2010/10/te14.html
http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=428126&selid=9268950
http://www.dikoepole.org/
http://digital.1september.ru/preview/lit/index.html

Современные методы обучения повлияли и на способы общения со студентами и коллегами.

Участие в конференциях за последние четверть века:

Список публикаций

Список представленных статей

Учебно-методические пособия

1. Краткий конспект курса по мифологии
2. Планы семинарских занятий по мифологии
3. Задания для самостоятельной работы по мифологии
4. Тесты по мифологии
5. Вопросы для подготовки к контрольным работам
6. Контрольные для студентов 2 курса заочного обучения по мифологии
7. Контрольные для студентов 3 курса заочного обучения по мифологии
8. Краткий список литературы по мифологии
9. Темы курсовых работ по мифологии
10. Вопросы к зачету по мифологии
11. Вопросы к экзамену по мифологии
12. Расширенный список по литературе

Контактная информация

E-mail: galinatemnenko@sf.ukrtel.net

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники