Общая характеристика

 

Основание научной школы социофонетики и фоностилистики состоялось de iure et de facto 10 июня 1999 г., в день, когда на заседании специализированного ученого совета Д 26.001.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Киевском университете имени Тараса Шевченко (актовый зал, б-р Шевченко, 14, Киев), заслушав положительные отзывы официальных оппонентов проф. Прокоповой Л.И., проф. Багмут А.И., проф. Бухарова В.М. и рекомендацию Донецкого государственного университета, ведущие лингвисты постсоветской Украины единогласно утверждают решение о полном соответствии диссертации «Социофонетическая вариативность современного немецкого языка в Германии» требованиям ВАК и постановлениям Кабинета Министров и присуждают ее автору – Петренко Александру Демьяновичу – ученую степень доктора филологических наук по специальности 10.02.04 – германские языки.

Основные позиции нового для 90-х годов ХХ столетия направления в науке о языке зафиксированы в автореферате диссертации и стенограмме защиты А.Д. Петренко и с течением времени лишь усиливают свою значимость:

«Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом лингвистов к проблемам стратификации стилей, в том числе произносительных; к вопросам определения источников звуковых изменений, наблюдения их в динамике. Появилось немало интересных исследований в области фоностилистики. Обозначилось новое направление социолингвистических исследований – социофонетика. Современный период развития социофонетики предполагает всестороннее изучение языковой вариативности, связанной с разными социальными признаками носителей языка, такими как принадлежность к социальной или профессиональной группе, социальный статус говорящего, совокупность социальных ролей. Значительное влияние на фонетические особенности речи оказывают профессия, пол, возраст человека, а также изменения речевого поведения в разные периоды жизни. «Все слова пахнут профессией, партией, определенным человеком, генерацией, возрастом, днем и часом. Каждое слово пахнет контекстом и контекстами, в которых оно жило своей социальной насыщенной жизнью», – подчеркивает М.М. Бахтин. Стратификационному анализу речевого поведения информантов – членов разных социальных групп – на произносительном уровне фактически не уделялось надлежащего внимания, достаточно фрагментарно исследовались фонетические показатели языка детей, изменения произносительных особенностей на протяжении нескольких лет их жизни.

Научная новизна заключается в том, что идеи и принципы, изложенные в диссертации, открывают новое направление социолингвистических исследований: посвящены социально обусловленной фонетико-фонологической вариативности национального языка как целостной структуры. Впервые в практике социолингвистических исследований предпринята попытка определить особенности варьирования речи носителей немецкого языка Германии на уровне произношения с использованием ситуативно-стратификационного метода исследования. Впервые на материале современного немецкого языка произведен анализ детской речи на фонетическом уровне, впервые определяются дифференциальные признаки говорящих – членов разных социальных групп Германии – в разнообразных коммуникативных условиях общения в соответствии с распределением населения Республики на три слоя – высший, средний и низший. В работе устанавливаются переменные правила реализации немецких гласных и согласных в нескольких социолектах для мужской, женской и детской речи, а также в отдельных идиолектах в разные периоды жизни говорящих.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в нем разрабатывается теория вариативности национального языка как целостной структуры в социальном контексте на фонетико-фонологическом уровне. Диссертация является вкладом в развитие теории стилей, в том числе произносительных, а также продолжает разработку теории социолекта, сексолекта, аннолекта, идиолекта на фонетическом уровне. Теоретическая ценность диссертации, ее материалов и выводов заключается в дальнейшем развитии и усовершенствовании изучения норм немецкого произношения на основе характера взаимодействия социальных и языковых явлений, динамики немецкой звуковой системы в синхронии. В работе определяются базовые единицы социофонетики, демонстрируется комплексная методика современных социофонетических исследований, приводятся результаты анализа ряда произносительных форм с точки зрения теории языковых изменений, с целью установления тенденции развития отдельных элементов звуковой системы немецкого языка».

Положения, вынесенные на защиту, послужили и продолжают составлять теоретическую основу работ, идейно и тематически объединяемых в одну концептуальную структуру – научную школу социофонетики и фоностилистики профессора Петренко А.Д.:

  1. Функционирование языка характеризуется наличием ряда вариаций (социолектов, аннолектов, сексолектов), которым свойственны дифференциальные признаки не только на лексико-семантическом, грамматическом, но и на произносительном уровне.
  2. Внутриструктурные законы языковой системы, взаимодействуя с определенными социальными и ситуативными аспектами, приводят к вариативности речи на уровне произношения, создавая тот или иной социальный акцент. Носители языка активно используют разнообразные речевые варианты, которые при этом дифференцированно распределяются между говорящими разного социального статуса, пола, возраста.
  3. Гласные и согласные подвержены широкой вариативности, позволяющей установить не устойчивые, а переменные правила речевого поведения. Единицы произносительных вариантных структур можно рассматривать как фонологические переменные, а их реализация в речи дает возможность определить средние показатели каждой фонологической переменной и ее вариантов в разных ситуациях общения. Средние показатели фонологических переменных представляют собой переменные правила реализации сегментного состава в каждой вариации в соответствующих условиях общения и выступают как факультативные правила, которые накладываются на нормативные.
  4. Установление переменных правил реализации сегментного состава речи говорящих, разделенных по признакам пола, возраста и социальной принадлежности, раскрывает пути поиска истоков звуковых изменений. Звуковые изменения в речи не противоречат представлению говорящего о произносительном стандарте и соответствуют коммуникативным ожиданиям собеседников; а исследование речи в динамической синхронии, в отдельном социо-, сексо-, анно- и идиолекте обеспечивает возможность, в свою очередь, проследить процесс звуковых изменений.
  5. Особенности реализации сегментного состава языка и определение переменных правил для каждой группы говорящих позволяют связать произношение информантов с выбором определенного стиля произношения. Ситуативно-стратификационный метод исследования социофонетической вариативности речи предоставляет возможность произвести количественное измерение стилей в изменяющихся условиях общения. Во всех случаях происходят процессы изменений в звуковой системе, которые приводят к образованию, так называемых, стереотипов произношения гласных, согласных и их вариантов в непринужденной и официальной речи, что может рассматриваться как норма общения для данного коллектива говорящих в определенных ситуативных контекстах.
  6. Члены одного речевого коллектива, объединенного общностью социальных признаков, отличаются по критерию использования той или иной фонологической переменной и ее вариантов в разных ситуациях общения. При этом в конкретном стилистическом контексте все члены речевой общности говорят одностильно, а одна и та же фонологическая (социофонетическая) переменная отображает как стилистическую, так и социальную стратификацию и соотносится одновременно с разными параметрами социального характера.
  7. В речи информантов, объединенных действием тех или иных социальных признаков, следует различать произносительные варианты, не имеющие аналогий в нормативной произносительной системе языка. Определение переменных правил реализации гласных и согласных позволяет выйти за пределы простых обобщений и установить по дифференциальным признакам речи специфику того или иного социоварианта на фонетико-фонологичекском уровне. Разные группы носителей языка, объединенные критериями социального плана, могут быть таким же самым образом объединены по характеру реализации фонологических переменных и их вариантов в речи.

Докторская диссертация Петренко А.Д. в ее основних формулировках и тезисах закладывает новое направление интердисциплинарных лингвистических исследований, ориентированное на социальную стратификацию национального языка на фонетико-фонологическом уровне. Данное научное направление восходит к традициям ленинградской фонологической школы, которую в начале ХХ века основал академик Лев Владимирович Щерба. Научная школа Л.В.Щербы получила свое дальнейшее развитие в Ленинградском, Московском, Минском и Киевском университетах. Яркими представителями данной научной школы являются профессора М.И.Матусевич, Л.Р.Зиндер, Л.В.Бондарко, О.А.Норк, А.И.Багмут, Л.И.Прокопова, М.В.Раевский, В.Б.Касевич, Л.В.Златоустова, С.М.Гайдучик, Р.К.Потапова, В.М.Бухаров, М.П.Дворжецкая, А.Д.Петренко, Е.И.Стериополо, В.Г.Таранец, А.А.Калита и многие другие.

Теоретические и практические результаты научных разработок А.Д. Петренко изданы в более, чем 150 публикациях научной и учебно-методической направленности; составляют основу образовательных программ института иностранной филологии ФГАОУ ВО „Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского” (Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского). Материалы исследований вносят существенный вклад в теорию стилей, в том числе и произносительных, в разработку теории социолектологии, гендерной проблематики на различных уровнях языковой системы, в изучение проблем билингвизма, диглоссии, языковой ситуации в разных регионах мира.

В трудах учеников проф. А.Д. Петренко – ученых нарождающейся научной школы – представлены проблемы орфоэпической нормы на основе изучения характера взаимодействия социальных и языковых явлений, динамики звуковой системы в синхронии, рассматриваются базисные единицы социофонетики и фоностилистики, демонстрируется комплексная методика современных социофонетических исследований, осуществляется анализ ряда произносительных форм с точки зрения теории о развивающихся языковых изменениях для установления тенденций развития отдельных элементов звуковой системы языка. В сферу проблем изучения включены такие крупные темы, как двуязычие и многоязычие, языковая вариативность и социальное расслоение говорящих и целый ряд других.

Начиная с двухтысячных годов, под руководством проф. А.Д. Петренко исследователями ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского) в сотрудничестве со специалистами университетов Гейдельберга, Лейпцига, Галле, Кельна, Грайфсвальда, Бохума, Эссен-Дуйсбурга, Лондона, Страсбурга, Йоханнесбурга накоплен значительный теоретический и практический опыт в данном научном направлении с использованием современных методик. Как убедительно свидетельствуют материалы научных работ, языковая норма постоянно меняется, что приводит к необходимости уточнения ряда явлений, вплоть до новой кодификации, например, стандартного произношения и составления т.н. «говорящего» словаря произношения. Подобная кодификация может включать в себя и специальные компьютерные программы, предлагающие наряду с письменными текстами акустические данные, рисунки и видеофрагменты. Кроме того, с помощью мультимедийных компьютерных систем фоностилистические варианты и региональные произносительные особенности могут быть представлены более точно и в легко воспринимаемой форме.

В настоящее время интенсивно и всесторонне изучаются социальные и языковые факторы, характеризующие социофонетическую вариативность речи повсеместно возникающих национально-английских языковых сообществ. Национально-английский (или иной) билингвизм становится характерной особенностью коммуникации многочисленных социальных, прежде всего молодежных групп и наиболее очевидным фактором коллективной идентификации последних.

В данном контексте стоит упомянуть исследование вариативности английского произношения в речи англо-бурских билингвов, выполненное Е.А.Устиновичем в ЮАР, и анализ фонетической эволюции французской речи этнических французско-немецких билингвов в Эльзасе, проведенное Д.М.Храбсковой. Обе научные работы представлены в русле нового подхода к социолингвистическим исследованиям этнической направленности: корреляционная зависимость между фактами языковой и этнической эволюции устанавливается путем изучения (в синхронии и диахронии) фонетической вариативности языка, непосредственно взаимодействующего с системами других естественных коммуникативных кодов. Анализ речи этнических билингвов открывает возможность на синхронном срезе проследить историческое развитие языка и эволюционные изменения, вызванные внешнеязыковыми факторами, в частности языковым контактом.

Переключение языковых кодов служит нередко ценностным символом, идентифицирующим социальные и культурные преференции говорящих. Так, например, в исследовательской работе Д.С.Бородиной выявлены дифференциальные признаки английской речи датско-английских билингвов Копенгагена на фонетическом уровне с учетом того, что социофонетическая вариативность может стать следствием дивергентных и конвергентных процессов, возникающих в результате наложения двух фонетических систем. Контрастивный анализ фонем двух языков представил в итоге четкий набор акустико-артикуляционных признаков, свидетельствующий об использовании говорящими разных фонетических систем с пересекающимися характеристиками. Данный подход позволяет, в свою очередь, прогнозировать ожидаемые формы фонетической интерференции. База фонетических данных была подвергнута далее аудиторскому, спектрографическому и статистическому анализу с целью выделения дифференциальных признаков фонем, потенциально реализуемых в английской речи датско-английскими билингвами и образующих фонетическую систему последних.

В исследовании социальной гетерогенности речи жителей г. Эссен (А.В.Пономарева) установлено, что языковая ситуация в этом городе представляет собой совокупность кодифицированных и некодифицированных языковых вариаций, используемых говорящими в условиях городской коммуникации, и характеризуется преобладающим использованием местного региолекта в ситуациях неофициального общения. Очевидно, что региональный разговорный язык в данном районе федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия сформировался в результате взаимодействия локальных нижненемецких диалектов с языками иммигрантов из стран Восточной Европы, а также под влиянием профессионального жаргона шахтеров. Разговорный язык в г. Эссен демонстрирует отличия от стандартного немецкого языка не только на лексико-семантическом, морфологическом, синтаксическом, но и на орфоэпическом уровнях. Произносительные варианты регистрируются в разном объеме и с различной частотностью, что зависит как от ситуации общения, так и от территориального происхождения и социальных характеристик информантов.

Данные выводы подтверждают и исследования, проведенные в 2013 и 2014 годах на материале британского национального варианта английского языка в Лондоне (социолект студентов) и немецкого языка в Германии (социолект промышленных рабочих). В исследовании Л.С. Бор установлена неразрывная связь рурского варианта немецкого языка и социолекта рабочих Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Автором выявлены четкие изменения в речевом поведении информантов на произносительном уровне, обусловленные ситуацией общения, с одной стороны, и влиянием рурского региолекта, с другой. При этом группа рабочих рассматривалась не как единый социальный моноблок, а подразделялась на подгруппы по возрасту информантов и уровню профессиональной квалификации.

В анализе социофонетической вариативности речи лондонских студентов (Ю.Б. Федотова), рассматривались проблемы идентификации разновидностей английского языка, критерии разграничения диалектов и социолектов на основе социально-территориальной стратификации и фоностилистической дифференциации. Внимание исследователя было сосредоточено на изучении социолингвистической структуры студенческого сообщества Великобритании, Англии и Лондона с учетом его демографического состава. Автором учитывались факторы, формирующие языковую ситуацию в Лондоне и Юго-Восточной Англии. Вариант английского языка, используемый лондонскими студентами, рассматривался в качестве социолекта студенческого «сообщества практики», в системе которого взаимодействуют нормы стандартного произношения (RP), диалекта Устья (Estuary English), Кокни и нового диалекта Большого Лондона. При этом социальный диалект студентов отличается социально и демографически обусловленными особенностями использования фоностилистических переменных для создания стилистической вариативности формальной и неформальной коммуникации студентов. Результатом научного поиска стала разработка корпуса фоностилистических переменных в данном социолекте и установление основных отличий фоностилистической вариативности в официальном и разговорном стилях речи на сегментном уровне. В итоге удалось выполнить анализ социофонетической вариативности полного корпуса фоностилистических переменных сегментного уровня – согласных и гласных (монофтонгов и дифтонгов), продуцируемых в подготовленной и спонтанной реализации.

Изучение социолингвистической структуры студенческого сообщества Великобритании, Англии и Лондона раскрыло основные параметры  целевого сообщества, которое отличается высоким уровнем социальной и географической мобильности. Все его члены могут одновременно относиться к разнообразным социумным сетям, охватывающим многие сообщества практики. Отличаясь вариативностью локально принятых языковых норм в рамках студенческого сообщества, студенты сознательно усваивают стиль языка именно этого сообщества, т.е. присущую ему систему фоностилистических переменных, которая приобретает свое социальное значение в сопоставлении с другими системами.

В рамках теории социально обусловленной вариативности произношения осуществлен комплексный фоностилистический анализ вариативности произношения политиков Германии (Д.А. Петренко). В ходе исследования установлена широкая вариативность в реализации сегментного состава фонетики немецкого языка в различных коммуникативных ситуациях. В условиях перестройки речи от одной ситуации общения к другой развивается целый комплекс фонетических процессов, позволяющих отличать непринужденную речь информантов от официальной. К ним относятся различные типы и формы редукции гласных, ассимиляции, уподобления и выпадения согласных, появление фонетических эллипсов и т.п. В процессе анализа были установлены переменные правила речевого поведения говорящих. Единицы произносительных вариантных структур рассматривались в качестве «фонологических переменных», а их реализация в речи дала возможность определять средние показатели каждой фонологической переменной и ее вариантов в конкретных контекстах общения. Данные показатели представляют собой переменные правила реализации сегментного состава в соответствующей ситуации общения носителей языка и выступают в качестве факультативных правил произношения. Подобный (ситуативный) метод исследования дает возможность осуществлять количественное измерение стилей в изменяющихся условиях общения. Общее количество ассимилированных и редуцированных произносительных форм в речи резко противопоставлено по двум степеням официальности речи. Во всех случаях происходят процессы изменений в звуковой системе языка, приводящие к появлению т.н. стереотипов произношения гласных, согласных и их вариантов в непринужденной и официальной речи.

Выявление общественно значимых вариантов и исследование употребления этих вариантов в социологически релевантных группах, в определенных ситуациях и при определенной целевой направленности речевой коммуникации является одним из перспективных направлений социолингвистических исследований. Объектом наблюдений Э.Ш. Исаева, например, явилась социально-коммуникативная система речевого коллектива школьников Германии в возрасте 14-18 лет. Автором был изучен ряд социофонетических переменных с целью установления тенденций развития данного социолекта на фонетическом уровне. Проведенный анализ продемонстрировал, что различия в произношении немецких школьников представляют собой не отклонения от произносительной нормы, а реализации, которые обусловлены, прежде всего, внеязыковыми факторами речевого общения.

Стратификационный метод, применяемый в современной социолингвистике, позволяет подойти к изучению речевого поведения как к процессу выбора вариантов для построения социально корректного высказывания. Перспективным видится выявление механизма отбора социально значимых вариантов, установление критериев, лежащих в основе такого выбора, определение тех социальных факторов, которые заставляют говорящих предпочитать один вариант другому.

В научной работе К.А. Мележик на материале британского ТВ реалити-шоу «Большой Брат» представлен сформировавшийся в течение последнего десятилетия новый английский социолект «реального» телевидения, который отражает изменения в социальной стратификации английского общества и идентифицируется с определенными референтными социальными группами. На основе сопоставления с нормами литературного английского языка, диалекта Устья (Estuary English) и Кокни раскрываются социолингвистические переменные на морфосинтаксическом, лексико-семантическом и фонетическом уровнях, которые дают основание утверждать, что в английском языковом континууме сложилась новая некодифицированная норма речевой коммуникации значительной части английского социума.

Современный этап развития социальной лингвистики характеризуется не только процессом совершенствования методологии исследований в области взаимодействия лингвистических и социальных феноменов, но предполагает расширение параметров и плоскостей изучения самого предмета данной научной отрасли: язык как средство моделирования коллективной идентичности, как способ познания исторической действительности, как информационный канал и механизм онтогенеза.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники